Лексика фауны Горного Алтая
электронный словарь лексики фауны алтайского языка выполнен при поддержке российского гуманитарного научного фонда, по проекту «языковая картина мира алтайцев: лексика фауны горного алтая» № 23-28-10028 (региональный конкурс, 2023-2024 гг., рук-ль н.р. ойноткинова). целью проекта является создание электронного ресурса, включающего данные по лексике фауны алтайского языка и его диалектов – теленгитского, телеутского, тубаларского, кумандинского, чалканского. материалы словаря были собраны в полевых условиях в течение 2023-2024 гг. на территории республики алтай. данные по алтайскому языку и его диалектам собирали преподаватели факультета алтаистики и тюркологии, сотрудники центра алтаистики и тюркологии д-р филол. наук надежда романовна ойноткинова, канд. филол.наук, сурна борисовна сарбашева, канд. филол.наук, надежда викторовна ерленбаева. база данных словаря включает сведения по диалектам алтайского языка – теленгитского, телеутского, тубаларского, кумандинского, чалканского. для каждой лексемы доступно указание следующей информации: – заглавное слово в литературном алтайском языке в начальной форме с фонетической транскрипцией, латинские названия; – диалектные варианты лексемы, их фонетические и лексические варианты; – словарное лексическое значение слова; – сведения об этимологии слова; – словообразовательные ряды лексемы; – денотативные и коннотативные значения лексем с приведением конкретных примеров, указывающих на стереотипные представления носителей культуры о животном; – символические (обрядовые и мифологические) контексты употребления слова. каждая словарная статья сопровождается библиографическими ссылками.
алт. бöрӱ рус. волк лат. canis lupus, англ. wolf
эвфемизмы: кӧк таай ‘cерый дядя по матери’, таай ӧгӧӧн ‘дядя по матери’, тудаачы ‘хватающий’, улуучы ‘воющий’, боро ийт ‘серая собака’, бӧӧстӧй ‘волк’; ср. бӧрӱ; бӧӧстӧй улып јат ‘волк воет’. В Кош-Агачском и Улаганском районах теленгиты называют волка кöк öрöкöн ‘серый старик’, кöк тон ‘синяя шуба’, тöрт бут ‘четырехногий’, jерди ээзи ‘хозяин земли’, аҥтара тон ‘вывернутая наизнаку шуба’, окох-оокой-окай ‘синеглазый’ [СГ, 2006, с. 6]. Семантика эвфемизма коокой восходит к словосочетанию кöк оокой, значение составных компонентов в этих словах можно выявить при сопоставлении их с соответствующими формами из тувинского, где в подобной функции для названия волка употребляется выражение кöк карак ‘синий глаз’ [Яимова, 1990, c. 106].
В алтайском мифе упоминается, что волчица является предком кыпчаков, она родила 15 сыновей, ставших родоначальниками кыпчаков [Ямаева, 2007, c. 83]. Миф о волчице, вырастившей мальчика, содержится в алтайских сказаниях «Тектебей-Мерген» [АБ, 1958] и «Ӧскӱс-Уул» [АБ, 1958, c. 274–299]. В сказании «Ӧскӱс-Уул» главный герой Ӧскӱс-Уул в поисках своего коня, идя по волчьему следу, приходит к пещере, в которой живет одна семья в волчьем обличии: отец, мать и их дочь. Отец – синий волк, мать – светло-желтая волчица, дочь – желтый щенок. Описание картины пещеры похоже на изображение пещеры, в которой укрылась волчица – прародительница тюрков. В пещере находилась каменная юрта, украшенная шелковыми полотнищами и мехами манула и бобра, просторное пастбище и т. д. [АБ, 1958, c. 274–299]. Образ волка присутствует и в эпосе «Ак-Тайчы». Старший сын богатыря Ак-Бёкё превратился в огромного белого волка с 60-саженным хвостом и жил внутри темно-лесистой горы, служившей ему дворцом. Он спасает своего младшего брата Ак-Тайчы, растит его, потом вместе с ним побеждает злых врагов Нижнего мира и вновь обретает свой богатырский облик [АБ, 1959, c. 68–112]. Во многих сказаниях в образе волка изображается дух-хозяин земли или горы. Так, в эпосе «Курман-Таадьи» (Курман-Тааjы) в образе белого волка появляется хозяин Алтая [АБ, 1972, c. 59–60], в эпосе «Тетемей-Бёкё» (Тетемей-Бӧкӧ) в образе безголосого черного волка предстает дух темно-медного холма, воплощение злых сил [АБ, 1964, c. 57], в эпосе «Катан-Коо» в облике шести волков-шулмусов приходят посланцы бога Курбустана [АБ, 1958, c. 222]. В разных цветовых обозначениях образа волка в фольклоре просматриваются символы, связывающие его с разными мифологическими архетипами. О волке существуют различные поверья: если он воет ночью, глядя на луну, то выпрашивает скот у Кудая (Бöрÿ айден кöрöлö улуза, кудайдаҥ мал сурап jат. ‘Когда волк, повернувшись, на луну воет, то у Кудая скотину просит’) [Инф. Орсулов]. Иносказательно волка называли кöк jака ‘синий воротник’, jердиҥ ээзи ‘хозяин земли’, улуучы ‘воющий’, кöк тонду абайлар ‘дедушка с синей шубой’. Мифологизация хищника-волка наблюдается в различных обрядах и магических действиях с использованием его частей тела: когтей, клыков, шерсти для защиты от нечистых духов. Для защиты жилища в аиле вешают когти волка, чтобы злые духи не проникли внутрь. Для поимки вора сжигали сухожилия волка и произносили специальный заговор.
В алтайском мифе упоминается, что волчица является предком кыпчаков, она родила 15 сыновей, ставших родоначальниками кыпчаков [Ямаева, 2007, c. 83]. Миф о волчице, вырастившей мальчика, содержится в алтайских сказаниях «Тектебей-Мерген» [АБ, 1958] и «Ӧскӱс-Уул» [АБ, 1958, c. 274–299]. В сказании «Ӧскӱс-Уул» главный герой Ӧскӱс-Уул в поисках своего коня, идя по волчьему следу, приходит к пещере, в которой живет одна семья в волчьем обличии: отец, мать и их дочь. Отец – синий волк, мать – светло-желтая волчица, дочь – желтый щенок. Описание картины пещеры похоже на изображение пещеры, в которой укрылась волчица – прародительница тюрков. В пещере находилась каменная юрта, украшенная шелковыми полотнищами и мехами манула и бобра, просторное пастбище и т. д. [АБ, 1958, c. 274–299].
Лит.: АРС, 2018, с. 130; ТРС, 1995, с. 68; РКС, 2021, с. 40; КРС, 1995, с. 41; Баскаков, 1985, с. 178; СИГТЯ, 2001, с. 159–160; Кононов, 1969, c. 536; Сатеров, 1980, с. 13; Яимова, 1990, c. 106; Баскаков, 1985, с. 99; ИШ, КЈ; ЧЧ, Мундузак, 30, 82; АТ, ЧБ-ЧК, с. 97, 102; Инф. Топчин В. Л., 1959 г. р., с. Кара-Кудюр Улаганского района Республики Алтай; Ямаева Е.Э., 2007, c. 83; АБ, 1958, c. 222, 274–299; АБ, 1959, c. 68–112; АБ, 1964, c. 57; АНП, 2024, с. 491–492.
Полевые материалы Н. Р. Ойноткиновой Акчин А. В., 1984 г. р., с. Язула Улаганского района Республики Алтай, запись от 26 июля 2024 г. Балыкчинов А. Т., 1950 г. р., с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай, запись от 22 мая 2015 г. Бачиков Т. Б., 1959 г. р., из рода тодош, образование среднее специальное, работал чабаном, с. Мендюр-Соккон Усть-Канского района Республики Алтай, запись от 24 июля 2023 г. Белешев А. Я., 1955 г. р., с. Саратан Улаганского района Республики Алтай, запись от 21 июля 2023 г. Белтрикова С. Н., 1954 г. р., с. Кара-Кудюр Улаганского района Республики Алтай, запись от 23 июля 2024 г. Бодрошева Р. М., с. Иогач Турочакского района Республики Алтай, запись от 16 августа 2024 г. Ельдепова К. Г., 1961 г. р., с. Улаган Улаганского района Республики Алтай, записи 2009 г. (с Е. И. Жимулевой), 28 июля 2024 г. Казагачева А. И., 1939 г. р., г. Горно-Алтайск, запись от 19 августа 2024 г. Койдушева Н. П., 1950 г. р., с. Саратан Улаганского района Республики Алтай, запись от 25 июля 2024 г. Курманова С. М., 1953 г. р., с. Кара-Кудюр Улаганского района Республики Алтай, запись от 28 июля 2024 г. Кюкпеева Ю. Е., 1959 г. р., из рода коболы, образование высшее, запись 2021 г. Модорова Е. Б., 1941 г. р., из рода ара, с. Козуль Усть-Канского района Республики Алтай, запись от 24 сентября 2020 г. Пустогачев Ю. П., с. Курмач-Байгол Турочакского района Республики Алтай, запись от 14 августа 2024 г. Пустогачева Н. П., с. Курмач-Байгол Турочакского района Республики Алтай, запись от 14 августа 2024. Санин Г. Д., 1966 г. р., из рода саал, с. Кара-Кудюр Улаганского района Республики Алтай, записи от 20 июля и 15 августа 2023 г. Санина Н. Н., 1954 г. р., с. Улаган Улаганского района Республики Алтай, запись от 28 июля 2024 г. Сумачаков А., 1971 г. р., г. Горно-Алтайск, запись от 7 августа 2024 г. Сумачаков О., 1975 г. р., г. Горно-Алтайск, запись от 7 августа 2024 г. Тадышев А. М., 1957 г. р., с. Язула Улаганского района Республики Алтай, запись от 26 июля 2024 г. Тазранова Л. В., 1953 г. р., с. Язула Улаганского района Республики Алтай, запись от 26 июля 2024 г. Темдекова В. П., 1959 г. р., с. Язула Улаганского района Республики Алтай, запись от 26 июля 2024 г. Тоедова К. С., 1954 г. р., из рода очы, зооветеринар, с. Келей Усть-Канского района Республики Алтай, запись 2023 г. Тойдонова А. Е., 1964 г. р., с. Саратан Улаганского района Республики Алтай, запись от 25 июля 2024 г. Топчин В. Л., 1959 г. р., с. Кара-Кудюр Улаганского района Республики Алтай, запись от 23 июля 2024 г. Торушев И. Т., 1950 г. р., из рода сойонг, работал разнорабочим, с. Козуль Усть-Канского района Республики Алтай, запись от 24 июля 2023 г. Уштукова А. П, 1974 г. р., с. Кара-Кудюр Улаганского района Республики Алтай, запись от 24 июля 2024 г. Чырбыков А. В., 1996 г. р., с. Якинур Усть-Канского района Республики Алтай, запись от 14 июля 2023 г. Чырбыков В. А., 1972 г. р., из рода кыпчак, образование среднее, с. Яконур Усть-Канского района Республики Алтай, записи от 14, 15 и 24 июля 2023 г. Чырбыкова В. Т., 1947 г. р., из рода ак кёбёк, образование среднее специальное, ветеринар, с. Яконур Усть-Канского района Республики Алтай, запись от 24 июля 2023 г. Язаров А. И, 1959 г. р., с. Чибиля Улаганского района Республики Алтай, запись от 20 июля 2023 г. Яимов Каспак, с. Иня Онгудайского района Республики Алтай, запись от 1991 г. Ялбаева Н. П., с. Усть-Пыжа Турочакского района Республики Алтай, запись от 17 августа 2024 г.