Лексика фауны Горного Алтая
электронный словарь лексики фауны алтайского языка выполнен при поддержке российского гуманитарного научного фонда, по проекту «языковая картина мира алтайцев: лексика фауны горного алтая» № 23-28-10028 (региональный конкурс, 2023-2024 гг., рук-ль н.р. ойноткинова). целью проекта является создание электронного ресурса, включающего данные по лексике фауны алтайского языка и его диалектов – теленгитского, телеутского, тубаларского, кумандинского, чалканского. материалы словаря были собраны в полевых условиях в течение 2023-2024 гг. на территории республики алтай. данные по алтайскому языку и его диалектам собирали преподаватели факультета алтаистики и тюркологии, сотрудники центра алтаистики и тюркологии д-р филол. наук надежда романовна ойноткинова, канд. филол.наук, сурна борисовна сарбашева, канд. филол.наук, надежда викторовна ерленбаева. база данных словаря включает сведения по диалектам алтайского языка – теленгитского, телеутского, тубаларского, кумандинского, чалканского. для каждой лексемы доступно ука
алт. уй рус. корова лат. vassa, англ. cow
Для обозначения коровы в алтайском литературном языке употребляются лексемы уй и ийнек [АРС, 2018, с. 233, 739]. В диалектах имеются фонетические различия: теленг. ийнек, кум., чалк., туб. инек / нек. Для обозначения безрогих коров используется лексема тоҥкыр, в теленгитском диалекте тоймок ийнек.
По мифологии алтайцев, корова – животное, созданное светлым божеством Кудаем. У коровы голос тонкий. Эрлик-бий, подражая Кудаю, яка создал. У яка голос мощный, сам без шерсти был. Як, на холоде мерзнув, у Кудая шерсть попросил. У яка голос мощный, его грубый голос Кудай услышал. Кудай яку шерсть дал, но его голос отдал корове, а коровий яку отдал. С тех пор хоть и у яка голос тихий, но Кудаю слышен стал [АКК, 1993, c. 347–348]. По мифу «Почка коровы» (Уйдыҥ бӧӧрӧги), почку коровы Кудай забыл сотворить, в конце концов он сделал ее, собрав по кусочкам от почек разных животных и человека. Этим объясняется, почему человек не ест почку коровы. Существует вариант этого мифа: корову сотворил Кудай, но забыл создать ей почку. Тогда Кудай взял от каждого животного (коня, козы, овцы) кусочки их почек и сделал корове почку. С тех пор в почке коровы несколько отделений [Ямаева, 2007, c. 97]. В мифах алтайцев козу и корову относят к животным Эрлик-бия. В прошлом алтайские шаманы устраивали обряды божеству Нижнего мира Пий-Матыру, прося у него приумножения домашнего скота: Уй айдар дийт: «Öлöтöн болзо, тобрагын чапчыыр эдим», – деп. Оныҥ учун эчки ле уйды Эрлик-бийдиҥ малы деп айдып турганы ол деген. Уйы jок алтай кижи качан да jӱрбес. Оны соок тумчукту мал деп айдыжар… ‘Корова говорит, говорят: «Если помрет, то землей засыплю его [могилу]», – мол. Поэтому козу и корову называют животными Эрлик-бия, говорят. Без коровы алтаец не живет. Его называют животным с холодным носом, говорят’ [АКК, 1993, c. 348].
В мифологических текстах рассказывается, как образовалось Созвездие Плеяд. Наступление холодов связано с созвездием Ӱлкер (Плеяды), которое управляет погодой и насылает холод. Плеяды показываются в конце августа. В течение летних месяцев Плеяд не видно на небе, но считалось, что их могли увидеть только невидимые духи. Ӱлкер любил лежать на дне холодной реки до конца августа. Животные замыслили погубить это существо, когда оно спало на дне реки. Корова пыталась раздавить его, но Ӱлкер выскользнул из-под ее раздвоенного копыта и поднялся на небо, где превратился в созвездие. Считается, что с тех пор зимы стали холодными, а по звездам можно определять погоду [НПА, 2011, c. 103–104].
Лит.: СИГТЯ, 2001, с. 436–438; ДТС, 1969, с. 652–653; Рассадин, 2019, с. 150, 155, 157, 175; АРС, 2018, с. 124; Баскаков, 1985, с. 179, 189, 208; РКС, 2021, с. 86, 441–442; РТС, 2019, с. 67, 329; ТРС, 1995, с. 86; Щербак, 1961, с. 102; АКК, 1993, c. 307, 312, 347–348; Ямаева, 2007, c. 97; Гарф, Кучияк, 1974, c. 177–178; НПА, 2011, c. 418, 103–104, 121, 125, 176, 177; АЗ, 1981, c. 57; АМАЭ, ф. 11, д. 203; АБ I, 2018, c. 38–39; Ойноткинова, 2012, c. 75; Инф. Санина, О. Сумачаков, Ялбаева.
Акчин А. В., 1984 г. р., с. Язула Улаганского района Республики Алтай, запись от 26 июля 2024 г. Балыкчинов А. Т., 1950 г. р., с. Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района Республики Алтай, запись от 22 мая 2015 г. Бачиков Т. Б., 1959 г. р., из рода тодош, образование среднее специальное, работал чабаном, с. Мендюр-Соккон Усть-Канского района Республики Алтай, запись от 24 июля 2023 г. Белешев А. Я., 1955 г. р., с. Саратан Улаганского района Республики Алтай, запись от 21 июля 2023 г. Белтрикова С. Н., 1954 г. р., с. Кара-Кудюр Улаганского района Республики Алтай, запись от 23 июля 2024 г. Бодрошева Р. М., с. Иогач Турочакского района Республики Алтай, запись от 16 августа 2024 г. Ельдепова К. Г., 1961 г. р., с. Улаган Улаганского района Республики Алтай, записи 2009 г. (с Е. И. Жимулевой), 28 июля 2024 г. Казагачева А. И., 1939 г. р., г. Горно-Алтайск, запись от 19 августа 2024 г. Койдушева Н. П., 1950 г. р., с. Саратан Улаганского района Республики Алтай, запись от 25 июля 2024 г. Курманова С. М., 1953 г. р., с. Кара-Кудюр Улаганского района Республики Алтай, запись от 28 июля 2024 г. Кюкпеева Ю. Е., 1959 г. р., из рода коболы, образование высшее, запись 2021 г. Модорова Е. Б., 1941 г. р., из рода ара, с. Козуль Усть-Канского района Республики Алтай, запись от 24 сентября 2020 г. Пустогачев Ю. П., с. Курмач-Байгол Турочакского района Республики Алтай, запись от 14 августа 2024 г. Пустогачева Н. П., с. Курмач-Байгол Турочакского района Республики Алтай, запись от 14 августа 2024. Санин Г. Д., 1966 г. р., из рода саал, с. Кара-Кудюр Улаганского района Республики Алтай, записи от 20 июля и 15 августа 2023 г. Санина Н. Н., 1954 г. р., с. Улаган Улаганского района Республики Алтай, запись от 28 июля 2024 г. Сумачаков А., 1971 г. р., г. Горно-Алтайск, запись от 7 августа 2024 г. Сумачаков О., 1975 г. р., г. Горно-Алтайск, запись от 7 августа 2024 г. Тадышев А. М., 1957 г. р., с. Язула Улаганского района Республики Алтай, запись от 26 июля 2024 г. Тазранова Л. В., 1953 г. р., с. Язула Улаганского района Республики Алтай, запись от 26 июля 2024 г. Темдекова В. П., 1959 г. р., с. Язула Улаганского района Республики Алтай, запись от 26 июля 2024 г. Тоедова К. С., 1954 г. р., из рода очы, зооветеринар, с. Келей Усть-Канского района Республики Алтай, запись 2023 г. Тойдонова А. Е., 1964 г. р., с. Саратан Улаганского района Республики Алтай, запись от 25 июля 2024 г. Топчин В. Л., 1959 г. р., с. Кара-Кудюр Улаганского района Республики Алтай, запись от 23 июля 2024 г. Торушев И. Т., 1950 г. р., из рода сойонг, работал разнорабочим, с. Козуль Усть-Канского района Республики Алтай, запись от 24 июля 2023 г. Уштукова А. П, 1974 г. р., с. Кара-Кудюр Улаганского района Республики Алтай, запись от 24 июля 2024 г. Чырбыков А. В., 1996 г. р., с. Якинур Усть-Канского района Республики Алтай, запись от 14 июля 2023 г. Чырбыков В. А., 1972 г. р., из рода кыпчак, образование среднее, с. Яконур Усть-Канского района Республики Алтай, записи от 14, 15 и 24 июля 2023 г. Чырбыкова В. Т., 1947 г. р., из рода ак кёбёк, образование среднее специальное, ветеринар, с. Яконур Усть-Канского района Республики Алтай, запись от 24 июля 2023 г. Язаров А. И, 1959 г. р., с. Чибиля Улаганского района Республики Алтай, запись от 20 июля 2023 г. Яимов Каспак, с. Иня Онгудайского района Республики Алтай, запись от 1991 г. Ялбаева Н. П., с. Усть-Пыжа Турочакского района Республики Алтай, запись от 17 августа 2024 г.